Приложение к приказу МБДОУ № 18
г. Невинномысска
25 октября 2017г. №210о/д
Положение
о системе внутреннего мониторинга качества образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 18 «Красная шапочка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска
1. Общие положения.
1.1.Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении (далее –Положение) разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 18 «Красная шапочка» с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска
(далее – Учреждение) в соответствии с п.13 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2.Система мониторинга качества образования Учреждения является составной частью системы оценки качества предоставляемых услуг в Учреждении.
1.3.В настоящем положении используются следующие термины:
-
Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) её развития и функционирования заданным целям.
-
Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и её отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы качества образования Учреждения в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования её развития.
-
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов федеральным государственным требованиям, социальным и личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
-
Управление качеством – методы и виды деятельности Учреждения, используемые для гарантированного обеспечения качества образования.
-
Качество дошкольного образования – совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребёнка до уровня, соответствующего его возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребёнка.
-
Цели мониторинга
-
сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования Учреждения и основных показателях её функционирования для определения тенденций развития Учреждения, принятия обоснованных управленческих решений по обеспечению качества;
-
изучение процесса развития детей в соответствии с целевыми ориентирами.
-
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии Учреждения;
-
координация деятельности всех участников мониторинга;
-
установление потребностей и ожиданий участников образовательного процесса;
-
определение необходимых ресурсов и обеспечение ими процессов управления качеством;
-
разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;
-
формирование механизма адресного обеспечения групп пользователей аналитической информацией;
-
своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии Учреждения;
-
выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации негативных действия и устранению отрицательных последствий;
-
формулирование основных стратегических направлений развития Учреждения на основе анализа полученных данных
-
применение и корректировка мониторинга для постоянного улучшения всей системы качества.
1.6.Объект мониторинга – личностные качества ребёнка, определённые ФГОС ДО.
1.7.Формирование и совершенствование системы мониторинга качества образования опирается на:
-
единый концептуальный подход к формированию информационных потоков;
-
автоматизированный сбор данных на электронных носителях и их обработка;
-
подготовленных для этой цели специалистов.
-
Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий, качество процессов).
-
Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования.
-
Основными принципами реализации мониторинга являются иерархичность построения мониторинга, объективность получаемой информации, сравнимость и сопоставимость результатов, полученных в ходе мониторинга, прогностичность и целевое назначение.
-
Основными пользователями результатов мониторинга являются учредитель, администрация и педагогические работники Учреждения, родители (законные представители) детей, посещающих Учреждение, представители общественности и др.
2. Организация и технология мониторинга.
2.1.Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители.
2.2.Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
2.3.Мониторинг проводится административными и педагогическими работниками Учреждения.
2.4.Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
-
определение и обоснование объекта мониторинга;
-
сбор данных, используемых для мониторинга;
-
структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
-
обработка полученных данных в ходе мониторинга;
-
анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
-
подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
-
распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
2.5. К методам проведения мониторинга относятся:
-
наблюдение,
-
экспертное оценивание,
-
опрос,
-
анкетирование,
-
статистическая обработка информации и др.
3. Требования к инструментарию мониторинга.
3.1.Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
3.2.Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надёжность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
3.3.В процессе мониторинга оцениваются собираемые данные по совокупности показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования.
3.4.Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
3.5.Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
3.6.В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня. Муниципальный мониторинг определяет показатели и параметры построения мониторинга на уровне Учреждения.
3.7.Мониторинговые индикаторы отражают перспективные линии развития ребёнка, являются планируемыми результатами формирования интегративных качеств ребёнка, складывающихся к двум годам.
4. Процедура проведения мониторинга.
4.1.Периодичность мониторинговых исследований в Учреждении определена два раза в год (октябрь, апрель).
4.2.Система мониторинга интегративна с точки зрения взаимодействия специалистов в процессе её реализации.
4.3.Интегративные качества изучаются разными специалистами:
-
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинские работники)
-
любознательный, активный (воспитатель)
-
эмоционально отзывчивый (воспитатель, музыкальный руководитель)
-
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (воспитатель)
-
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения (воспитатель)
-
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту (воспитатель)
-
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе (воспитатель)
-
овладевший учениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности (воспитатель, музыкальный руководитель).
4.4.Данные специалистов обсуждаются на заседании Совета педагогов, делается вывод о соответствии совокупности результатов мониторинга одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: выше среднего, среднему и ниже среднего.
4.5.Составляется интегративная характеристика ребёнка и группы в целом, на основе которых планируется образовательный процесс.
5. Требования к ведению документации.
5.1.Результаты мониторинга представляются с использованием стандартизированных бланков и методик, утверждённых приказом заведующей Учреждением.
5.2.Использование нетрадиционных методов сбора информации и интерпретации результатов допустимо в качестве дополнительных.
5.3.Данные специалистов должны быть упорядочены и фиксированы (во времени), привязаны к группе. Результаты подготовлены для обработки (округлены, переведены в стандартные единицы – процент, балл и т.д.)
5.4.Контроль ведения документации мониторинга осуществляет заведующий.
5.5.По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся аналитические справки, которые доводятся до сведения участников образовательного процесса на Совете педагогов.
5.6.Результаты мониторинга являются основанием для принятия решений на разных уровнях управления качеством.
5.7.Результаты мониторинга хранятся в Учреждении 3 года.
6. Контроль.
6.1. Контроль над проведением мониторинга качества образования в ДОУ осуществляет заведующий посредством следующих форм:
— итогового контроля;
— тематического контроля;
— оперативного контроля;
-посещение непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов и других видов деятельности;
— проверка документации.
7. Особенности организации и проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Мониторинг основан на технологии оценки параметров, характеризующих качество дошкольного образования, разработанных к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
В содержание деятельности при проведении мониторинга включено два основные части:
-
медико-педагогический мониторинг,
основная задача: определить степень соответствия целевым ориентирам физического развития;
-
психолого-педагогический мониторинг,
основная задача: определить степень соответствия целевым ориентирам социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития;
Цель мониторинга – выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса.
Мониторинг отражает:
-
возрастные особенности детей,
-
индивидуальные особенности развития ребенка;
-
адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей Программы.